Как создать раскадровку и не заблудиться?

Перед созданием раскадровки, создаётся сценарий. В сценарии фиксируются все: реплики, интерьеры, экстерьеры, части, эпизоды и сцены. Указываются какие костюмы и предметы нужны в сценах и кадрах. И даже время суток, указывается в сценарии. В общем всё что можно указать, лучше там напечатать, чтобы проще было потом собирать реквизит для сцен и кадров. 

Но зачем тогда раскадровка? 

В раскадровке, можно нарисовать основные нюансы, которые словами описать много сложнее. Это и положение/движение актёров и размещение/перемещение камеры, и любые свето-цвето эффекты, которые требуется наложить при монтаже. А также раскадровка, позволяет заранее проверить все ракурсы и монтажную сочетаемость кадров.

С чего начинать?

скачать тестовую LaScenario     купить LaScenario

После того как у Вас в руках окажется сценарий, его постепенно нужно нарисовать в раскадровке. Рисовать следует, каждый кадр. Можно рисовать все кадры по порядку, а можно по настроению. Важно, чтобы в итоге все кадры были в раскадровке - это позволяет проверить время на фильм и монтажность кадров, задолго до начала изготовления фильма, т.к. потом поменять иногда сложнее, особенно, если всё уже снято или сделано в 3D, а оно оказалось немонтируемым.

В анимации, а впрочем и в кино или рекламе - перед созданием раскадровки, можно записать полностью звук. Ну или наговорить реплики в микрофон. Для чего? Это позволяет более точно синхронизировать кадры по времени, ведь, если у актёра потом не хватит времени на реплику, то Вы можете не уложиться в бюджет. Или наоборот, если актёр будет вынужден пол сцены неоправданно молчать, то это грозит потерей саспенса и чувства юмора. Потому что, любой фильм должен иметь правильно выстроенный ритм. И раскадровка, позволяет продумать такой ритм. Раскадровка, это образно, как ноты в музыке, когда все точно знают, какие: ноты, акценты, опевание и длительности должны извлекать музыкальные инструменты (актёры/операторы/осветители/ассистенты и массовка). 

С другой стороны, время можно просчитывать (представлять/проговаривать) непосредственно рисуя кадр - это также позволяет программа LaScenario.   

Естественно, для создания раскадровки, лучше знать все тонкости и хитрости монтажности кадров и достижения саспенса. Не секрет, что 99% фильмов строится строго по схемам придуманным ещё во времена расцвета кинематографа. Именно тогда был разработан экранный язык, позволяющий донести до зрителя, происходящее на сцене. Об этом написано много книг и лучше владеть этим языком в совершенстве, когда Вы приступаете к созданию раскадровки.  

Какими бывают планы:

  1. Микро план - это съёмка через микроскоп.
  2. Макро план - это съёмка между микро планом и деталью.
  3. Детальный план - это съёмка: пуговицы, глаза, кольца на руке, часов, губ и т.д. важные для фильма детали.
  4. Крупный план - это полностью лицо, и может быть чуть видны плечи. 
  5. Поясной план (1-й средний план или половинный) - это чуть выше пояса и до кончика макушки.
  6. Коленный план (2-й средний план) - это фигура человека от колена и выше.
  7. Общий план - это когда человек полностью помещается в кадр, а сверху и снизу есть немного воздуха.
  8. Дальний план - это едва заметная фигура персонажа занимающая: от 1/8 до 1/10 - экрана.  

Во всех планах - эталоном единицы измерения является человек, любые другие единицы измерения некорректны. Соответственно, чтоб снять пчелу, её глаза и крылья, нужно снимать макро план. В то время как, если пчелу снимать крупным планом, то её едва будет видно на экране. Названия планов, лучше не путать, т.к. например в кино, на них ориентируется оператор, когда заказывает свет и оптику на следующий съёмочный день. 

Хороший режиссёр, при создании раскадровки - продумывает и представляет все планы и стыки, чтобы зрителю была ясно изложена нить фильма, чтобы зритель свободно ориентировался в экранном пространстве и чтобы, он не задумывался, какому именно персонажу принадлежат: тот или иной крупный план. Ведь при неправильном монтаже, зритель будет путаться чьи это части тела на экране. Для удобства подбора последовательности нужных планов, создана программа LaScenario

скачать тестовую LaScenario     купить LaScenario

Принципы монтажа:

  1. Монтаж по крупности. Допустимые и недопустимые соседние планы: например Общий план и коленный, либо коленный и поясной, либо дальний и крупный/детальный/макро  - выглядят на стыке плохо. Получается дрыжок, либо неоправданный скачок. Суть в том что, человек, хорошо адаптируется и ясно воспринимает действие при переходе от одного плана к другому, когда планы достаточно различны по крупности и композиции. Например стык - через план, смотрится лучше, нежели соседние планы, которые выглядят оборванным движением. Однако везде нужно чувствовать меру и гармонию. Сознание зрителя, всегда должно ощущать комфорт от просмотра действия, соответственно любой дискомфорт - грозит потерей саспенса и интереса к фильму.
  2. Монтаж по движению объектов в кадре. Используют когда нужно показать движение объекта в нескольких кадрах. Как правило, кадр заканчивается на самом неустойчивом элементе движения, а следующий кадр подхватывает это движение. Если персонаж ступает правой ногой на землю, то в следующем кадре, он должен продолжать движение с правой ноги (снимают с захлёстом). Если мы видим, взрывной механизм под столом и влюблённый Ромео медленно запускает, вращающийся стол - правой рукой, чтобы подарить Джульете незабываемый подарок, то и в следующем кадре, посуда, подарок и цветы - должны медленно двигаться на своих местах, а Ромео должен закончить толчок стола правой рукой. Всё должно выглядеть синхронно. Такой монтаж позволяет растянуть или сжать время. При этом, если нужно вырезать большой промежуток времени или наоборот добавить время, то это делают с помощью перебивки. Например перебивки на рычаг взрывного механизма под столом и на несложное устройство, которое вращается в ту же сторону и сработает, как только подарок достигнет Джульеты. Либо, дополнительно можно растянуть время перебивкой на официанта, который косясь на действия Ромео, что-то шепчет своему босу и они ехидно улыбаясь неспеша уходят в бронированное служебное помещение. В таком монтаже важны: пластика, синхронность и последовательность движений. 
  3. Монтаж по центру внимания зрителя. Если зритель смотрит в правый верхний угол экрана, то монтажная склейка, в которой персонаж продолжит движение в левом нижнем углу - будет выглядеть плохо. Ну а если, зритель смотрит в правую часть экрана, а на следующем кадре оттуда вдруг неожиданно, на зрителя, движется с громадной скоростью, паровоз - говорит об очень хорошем и правильном монтаже. При таких склейках - центр внимания, слегка меняют, но не более чем на треть экрана. Однако, в таком монтаже, нужно быть очень осторожным с композицией планов, чтобы один персонаж - не превращался в другого из-за одинакового ракурса. Самый простой вариант сменить крупность или ракурс и динамику интерьера. 
  4. Цветовой монтаж. Важно, чтобы зритель легко ориентировался в кадре. Например, если на одном кадре герой на синем фоне, на следующем кадре этот же герой на зелёном фоне, а на крупном плане, фон красный, то такой монтаж вызовет дискомфорт. Даже если съёмки были натурными и все эти цвета реально присутствовали в реальном мире, в виде, кустов, машины и дома. Ракурсы следует подбирать, так, чтобы избежать подобных ляпов на экране. Например - показывая в соседних кадрах части фона разных цветов. С другой стороны, цвет позволяет оперировать эмоциями зрителя. Вызывая комфорт или диссонанс. Гармонию или дискомфорт. Пасмурные свинцовые цвета дают предвкушение резким красным оттенкам, тёплые зелёные и солнечные жёлтые тона или нежные розовые краски, тёмно синие ночные кадры - всё это дополняет эмоциональности фильму и создаёт общее настроение. Для цветового монтажа, нужно чувствовать гармонию и пластичность цвета. 
  5. Световой монтаж. Свет, световые решения - одно из важнейших средств выражения. Вспомните как радуются дети солнечному зайчику, или как выглядят очаровательные леди сквозь лучи света в пыльной комнате. Эффекты игры света, очень хорошо изучать на картинах великих мастеров. Динамика, света цвета и композиции - это залог успеха любого кадра. Безусловно, тени и направление света - должны сохраняться при переходах от плана к плану. Лучше избегать контр освещённых планов, т.к. они сильно ударят по глазам и вызовут дискомфорт. Исключением являются, различные эффектные задумки, когда резкая смена света на экране, нужна по задумке режиссёра. 
  6. Осевое смещение ракурса. Соседние монтажные кадры, всегда сморятся отвратительно, если они сняты по одной оси. Как бы, Вы крупность плана не меняли, следующий кадр, следует делать со смещением оси. Вверх вниз, вправо влево - зависит от Вашей фантазии и потребности. Важно постоянно менять ось и крупность. Ну и конечно не забывать о других принципах монтажа и гармонии планов. 
  7. Масса и движение массы. Человеческое зрение устроено так, что в первую очередь мы обращаем внимание на движущиеся объекты. Идущий человек, летящий самолёт, проходящий поезд. Если наблюдать в окно поезда, то за окном перемещается громадная масса. И при раскадровке - важно учитывать вектор движения этой массы. Если в первом из соседних кадрах большая часть кадра перемещается быстро вправо, то в следующем кадре масса движущаяся быстро влево - вызовет дискомфорт. И неважно что, вы поменяете план и ось ракурса, мягкого перехода получить не получится. Соответственно, нужно подбирать ракурсы, так, чтобы движущаяся масса в кадре не вызывала дискомфорт. Нужно добиваться совпадения вектора и скорости движения. Статичный кадр, с маленьким движущимся объектом, сразу после динамичного кадра, в котором перемещалась громадная масса, тоже выглядит диссонансно. Соответственно, крупные планы, на которых фоном движется громадная масса, сменяют, например панорамой, в которой движение массы имеет тот же вектор и скорость. Важно сохранить темп движения. Либо можно перейти на полностью статичный план, показав важную на данный момент деталь, но тогда в кадре с движением масса не должна занимать больше трети экрана. Естественно, нельзя стыковать встречные панорамы. А вообще, хорошим тоном считается начинать панораму со статики и заканчивать статикой. 
  8. Темп персонажа и объекта. На монтажных кадрах, темп персонажа должен совпадать, как в музыке. Неправильное ускорение или замедление - вызовут потерю интереса и внимания. Однако и ракурс имеет значение, т.к. на среднем плане скорость персонажа, будет казаться - много быстрее нежели на общем и дальнем, за счёт того что, в кадре движущейся массой преодолевается разное расстояние. Соответственно, для нивелирования дискомфорта, меняется угол ракурса, так, чтобы персонаж проходил в кадре равное расстояние за равный промежуток времени. Либо, для более крупного плана, эффект достигается панарамированием с движением камеры совпадающим с движением персонажа, чтобы элиминировать дискомфорт движения массы в кадре, но сохранить его темп. 

Приёмы монтажа:

  1. Нарезки. Узнаваемая последоватеность событий: открывает глаза, встает с кровати, умывается, надевает рубашку, хватает булку, берёт зонтик, надевая шляпу - выходит за дверь. 
  2. Ассоциации. Действие заменяется ассоциативным рядом, косвенно указывающим на действие. 
  3. Эхо событий. Действий не видно, но слышно. Или видно результат / последствия действий, или реакцию персонажа на происходящее.
  4. Шторки. Конец кадра и начало следующего перекрывают объектом. Это позволяет без скачков монтировать кадры.
  5. Смысловые. Следующая сцена выводится из предыдущей: по смыслу или по последовательности событий, по ассоциации, по узнаваемой детали и т.д. 
  6. Вход и выход. Объект выходит из первого кадра и/или входит во второй. Выход из кадра условно может показать, что прошло время.
  7. Параллельный монтаж. Поочередно отражающееся параллельное действие в разных локациях.
  8. Захлёст по звуку. Звук следующей сцены начинается раньше изображения.
  9. Общая музыка. Сцены в разных локациях легче объединяются по смыслу - при проигрывании узнаваемой мелодии. 
  10. Контрасты. Ярко-темно, громко-тихо, динамика-статика.
  11. Через деталь. Для начала следующей сцены, ее начинают с детали.
  12. Акцент. Соединение кадров на звуковом или изобразительном акценте: вопль ужаса и начало следующей сцены или взрыв и следующая локация, вспышка фотоаппарата и следующий эпизод. 
  13. Воспоминания. Это неожиданные вставки фотографий/эпизодов из истории героев, детали или иллюстрации мыслей, звуковая поддержка. 
  14. Иллюзии. Нарезка воображений персонажа.
  15. Скачки. Вырезается часть движения в кадрах. Создается эмоциональное напряжение и когнитивный диссонанс. 
  16. Замедление. Показ секундного события, в течении минуты с разных ракурсов и с акцентом на эмоции и отношения к происходящему - персонажей.
  17. Взгляд. Переход в следующий кадр, вслед за взглядом.
  18. Полиэкран. Несколько кадров демонстрируются одновременно.
  19. Аттракцион. Последовательность действий серии объектов или динамическая сцена с эффектами аттракциона.

Безусловно, всё вышесказанное это крохотный базис, из которого можно сделать простой вывод. Чтобы Вы ни показывали на экране, раскадровка, должна делаться, так, чтобы все стыки и монтажные склейки, были комфортными для восприятия человеком. Нельзя допускать диссонанс, дискомфорт и фальшь, т.к. это как в музыке - мгновенно ощущается зрителем. Всё должно быть гармонично, даже когда Вы нарушаете правила. Любой диссонанс - должен быть оправдан. Каждый кадр обязан быть продуман, по смыслу, цвету, свету, ракурсу, движению, ритму, темпу, звуку и композиции. Только так можно достичь гармонии в фильме. Вполне естественно, что в создании раскадровок для Вас станет удобным и простым инструментом, программа LaScenario

скачать тестовую LaScenario     купить LaScenario

Как создать раскадровку и не заблудиться?
Программа LaScenario предназначена для создания: раскадровок / аниматиков / предвизуализаций - основанных на сценарии для фильмов, презентаций и мультфильмов.

Поделитесь информацией с друзьями или запомните для себя: